1 - Быстрый старт

В этой статье рассмотрим пример подготовки тестового дашборда «Общественное питание в Москве». Источником данных дашборда является набор данных, опубликованный на «Портале открытых данных Правительства Москвы». Скачать файл EXCEL можно, перейдя по ссылке.

Запуск аналитического портала

После установки и настройки портала:

  1. перейдите по адресу портала;
  2. введите логин и пароль.

Логин и пароль по умолчанию: Admin / Admin

Подключение источника данных

Существует два варианта получения данных для построения отчета:

  • подключение напрямую к базе данных, где хранится таблица-источник (см. здесь.);
  • получение данных из файла Excel.

В данном примере используется стандартный инструмент аналитического портала ля получения данных из файла Excel — «Загрузка из Excel».

  1. Перейдите в режим «Администрирование». Находится в нижней левой части экрана, между кнопкой перехода на главную страницу и значком аккаунта.
  2. Выберите раздел «Загрузка из Excel».
  3. В пункт «Книги Excel» добавьте заранее подготовленный файл .xlsx с данными. Данные из файла отобразяться в виде плоской таблицы.
  4. Выберите лист для загрузки в выпадающем списке «Лист»;
  5. Выберите строку Заголовка (шапки) таблицы в Excel, щёлкнув по ячейке в первой (серой) колонке.
  6. Введите «Имя» набора данных в строке «Таблица БД» — «mos_food».

К имени автоматически будет добавлен префикс «xls», в результате набор данных будет называться «xls_mos_food».

  1. Нажмите на кнопку «Импортировать данные». По завершении — система выведет сообщение об успешной загрузке данных во внутреннюю БД и формировании Набора данных.

В результате успешной загрузки, автоматически добавляется набор данных, который доступен для выбора в Конструкторе дашбордов в Редакторе компонентов. В то же время, имеется возможность внести некоторые изменения в созданный набор.

Редактирование набора данных

По умолчанию при загрузке из Excel, набор данных создается автоматически и сохраняется в источнике «DataFromFiles», его сразу можно использовать для построения отчета. В данном примере необходимо добавить поле «adm», которое понадобиться при построении карты на дашборде:

  1. перейдите в режим «Администрирование». Находится в нижней левой части экрана, между кнопкой перехода на главную страницу и значком аккаунта;

  2. выберите раздел «Наборы данных»;

  3. выберите «Источник данных» / «DataFromFiles»;

  4. используя выпадающий список «Наборы данных», найдите ранее созданный «xls_mos_food»;

  5. нажав значок «Глаз» рядом с надписью «SQL Запрос», появляется возможность отредактировать запрос к таблице в базе данных;

    5.1. Вставьте выражение replace("AdmArea",' административный округ','') as adm перед From;

  6. далее необходимо «Проверить запрос», нажав соответствующую кнопку, в правой части экрана. В списке данных, который отображается ниже появиться дополнительная колонка «adm»;

  7. если изменения внесены корректно и ошибок не обнаружено, появиться надпись: «SQL запрос успешно прошёл проверку»;

  8. теперь можно сохранить и перейти к следующему шагу — созданию отчета.

Создание отчета

После подключения источника и редактирования набора данных, следующий шаг — создание отчета. Создание ответа состоит из двух основных шагов:

  1. Добавление отчета в соответствующем разделе меню;
  2. Настройка визуальной части дашборда.

Добавление отчета

  1. Перейдите в режим «Администрирование». Находится в нижней левой части экрана, между кнопкой перехода на главную страницу и значком аккаунта.
  2. Выберите раздел «Отчеты».

В интерфейсе управления отчетами можно добавить раздел отчетов и добавить новый отчет, а также управлять включением / исключением отчетов в раздел, порядком вывода отчетов в разделе и вносить изменения в настройки отчетов.

  1. Нажмите кнопку «Добавить отчет», заполните в форме сведения о новом отчете:
  • «Наименование» — «Общественное питание в Москве» (будет отображаться в меню отчетов);
  • «Заголовок отчета» — «Общественное питание в Москве» (будет выведен в шапке отчета);
  • «Группу отчета» — «Общественное питание в России» (раздел, в котором будет размещен отчет).

Прочие настройки являются необязательными, подробное описание (см. здесь).

  1. Нажмите кнопку «Создать».

Настройка визуальной части дашборда

  1. После создания отчета, кликните на название в списке, откроется окно конструктора.

Так как панель еще не настроена, она по умолчанию открывается в режиме конструктора. Заштрихованное поле представляет собой чистый лист («холст»), на котором можно размещать разные элементы. Изначально на панели размещен один пустой контейнер.

  1. В режиме конструктора перейдите в меню настройки контейнера, нажатием на шестеренку в правом верхнем углу.

  2. В правой части выбирете тип отображения — «Диаграмма столбчатая», на которой будет отображаться количество заведений для каждого административного округа с детализацией по районам Москвы.

    3.1. В левой части экрана, из выпадающего списка выбирете созданный ранее набор данных «xls_mos_food».

    3.2. Путем перетаскивания, помещаем данные («Пилюли») на «Полки» (см. здесь).

  • На полку «Значения» помещаем «ID объекта» (для подсчета количества уникальных заведений).

    • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «ID объекта» и выбираем:

      • «Имя поля» — вводим «Количество»;

      • «Агрегация» — выбираем «COUNTD» (количество уникальных записей);

      • «Сортировка» — выбираем «по убыванию».

  • На полку «Категории» помещаем «AdmArea» (для группировки данных по административному округу).

    • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «AdmArea» и выбираем:

      • «Имя поля» — вводим «Административный округ».
  • На полку «Категории» помещаем «District» (для детализации каждого административного округа по районам по средствам дрилла (см. здесь).

    • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «District» и выбираем:

      • «Имя поля» — вводим «Район».
  • На полку «Фильтры» помещаем «TypeObject» (для фильтрации гистограммы по типу объекта) и «District» с «AdmArea» для активации дрилла.

В качестве «Пилюли» может выступать вычисляемое поле (см. здесь).

3.3. Заполнив «Полки», перейдите на вкладку настроек компонента отображения (правый верхний угол, средняя вкладка):

  • «Общие настройки»:

    • «Заголовок» — «Количество заведений по административным округам\районам, шт.»;

    • «Ориентация» — «верт.»;

    • «Cтекинг» — «вкл.».

  • «Всплывающая подсказка»:

    • Объединить — «вкл.».
  • «Легенда» — «выкл.».

  • «Дрилл» — «вкл.»:

    • «Создать»;

    • «Уровень 1» — «AdmArea»;

    • «Уровень 2» — «District».

    3.4. Настройка визуализации «Диаграмма столбчатая» завершена, теперь нажмите кнопку «Сохранить» и приступайте к созданию следующей визуализации.

    3.5. Нажмите значек «+» для добавления нового контейнера и перейдите в конструктор.

  1. В правой части выбираем тип отображения — «Геокарта», на которой в виде карты будет отображатся количество посадочных места по административным округам\заведениям.

    4.1. В левой части экрана, из выпадающего списка выбирается созданный ранее набор данных.

    4.2. Путем перетаскивания, помещаем данные («Пилюли») на «Полки» (см. здесь).

    • На полку «Значения» помещаем «SeatsCount» (для подсчета количества посадочных мест).

      • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «SeatsCount» и выбираем:

        • «Имя поля» — вводим «Количество»;

        • «Агрегация» — выбираем «SUM» (общее количество мест);

        • «Добавить в подсказку» — «вкл.».  

    • На полку «Значения» помещаем «SeatsCount» (для определения размера кружка в зависимости от количества посадочных мест).

      • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «SeatsCount» и выбираем:

        • «Тип» — размер;

        • «Агрегация» — выбираем «SUM» (общее количество мест).

    • На полку «Значения» помещаем «TypeObject» (для добавления в подсказку типа объекта).

      • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «TypeObject» и выбираем:

        • «Добавить в подсказку» — «вкл.».
    • На полку «Категории» помещаем «Adm» (для группировки данных по административному округу).

      • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «AdmArea» и выбираем:

        • «Имя поля» — вводим «Административный округ».
    • На полку «Категории» помещаем «Neme» (для детализации каждого административного округа по заведениям посредством дрилла (см. здесь).

    • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «Name» и выбираем:

      • «Имя поля» — вводим «Называние заведения».
    • На полку «Фильтры» помещаем «TypeObject» (для фильтрации карты по типу объекта) и «Neme» с «Adm» для активации дрилла.

    4.3. Заполнив «Полки» перейдите на вкладку настроек компонента отображения (правый верхний угол, средняя вкладка).

    • «Общие настройки»:

      • «Заголовок» — «Количество посадочных мест по Округам\заведениям»;

      • «Авто-центровка карты» — «вкл.»;

      • «Режим фильтра — «вкл.».

    • «Геоданнын»:

      • «Категория» — «adm»:

        • «Тип» — «округа Москвы»;

        • «Поле привязки в геоданных» — «Name»;

        • «Поле связывания в данных» — «adm»;

      • «Категория» — «Name»:

        • «Тип» — «Маркеры (из данных)»;

        • «Поле долготы» — «Longitude_WGS84»;

        • «Поле широты» — «Latitude_WGS84»;

    • «Дрилл» — «вкл.»:

      • «Создать»;

      • «Уровень 1» — «Adm»;

      • «Уровень 2» — «Name».

    4.4. Настройка визуализации «Геокарта» завершена, теперь нажмите кнопку «Сохранить» и приступайте к созданию следующей визуализации.

    4.5. Нажмите значек «+» для добавления нового контейнера и перейдите в конструктор.

  2. В правой части выбираем тип отображения — «Контейнер с фильтрами», который позволит выводит срез данных в зависимости от выбранного типа объекта.

    5.1. В левой части экрана, из выпадающего списка выбирается созданный ранее набор данных. 5.2. Путем перетаскивания, помещаем данные («Пилюли») на «Полки» (см. здесь).

    • На полку «Фильтры» помещаем «TypeObject».

      • Для настройки нажимаем на стрелку в нижней части «Пилюли» «TypeObject» и выбираем:

        • «Имя поля» — вводим «Тип объекта».

      5.3. Заполнив «Полку» перейдите на вкладку настроек компонента отображения (правый верхний угол, средняя вкладка).

      • «Настройки отображения»:

        • «Тип отображения» — «Кнопки»;

        • «Множественный выбор» — «Вкл.».

      5.4. нажмите кнопку «Сохранить».

      5.5. Теперь необходимо активировать фильтры, для этого находясь на «полотне» в режиме редактирования, перейдите в меню фильтров, расположеном в правом верхнем углу, значек в виде воронки. Включите фильтр «Тип объекта».

      5.6 Настройка «Фильтров» завершена, теперь нажмите кнопку «Сохранить».

  3. Измените размер получившегося элемента, путем перетягивания мышкой, зажав правый нижний угол.

  4. Измените положение элементов на холсте, путем перетаскивании с зажатой левой кнопкой мыши.

  5. По окончанию работы, нажмите кнопку «Сохранить» и выйдете из режима конструктора, нажав кнопку в виде шестеренки.

  6. Дашборд готов и опубликован.

2 - Назначение и порядок работы с Modus BI

Программа «Modus: Аналитический портал» представляет собой веб-приложение, которое предназначено для визуального представления и публикации данных, подготовленных для формирования аналитических отчетов.

Место аналитического портала в программном комплексе

Место аналитического портала в программном комплексе

Программный продукт имеет широкие возможности интерактивного анализа и визуализации, что позволяет представить данные в виде, удобном для принятия решений. Гибкие настройки фильтрации, агрегации, детализации (drill-down, drill-up, drill-trough) данных предоставляют пользователю возможность интерактивно сужать и расширять область анализа, получать как агрегированные так и детальные данные для проверки гипотез и предположений.

Программный продукт включает в себя конструктор отчетов. Простой и понятный интерфейс конструктора даёт возможность пользователю, после небольшого обучения — создавать макеты отчетов различной сложности.

Программный продукт работает в веб-интерфейсе всех распространенных браузеров и платформ. Адаптивная верстка отчетов позволяет настроенным отчетам подстраиваться под разрешение экрана и адекватно отображаться как на компьютерных мониторах, так и на мобильных устройствах.

Варианты использования:

  • представление данных в удобном для анализа виде;

  • публикация готовых отчетов для внутренних пользователей;

  • публикация информации для внешних пользователей;

  • просмотр отчетов удаленно, в т.ч. с мобильных устройств.

Как это работает:

  • настраиваем доступ к источникам и наборам данных;

  • создаём отчеты для проведения анализа информации из источников для решения бизнес-задач;

  • формируем отчеты, визуализирующие результаты анализа;

  • даём доступ к отчетам определенному кругу пользователей.