Управление источниками данных для отчетов

Для отображения данных в отчетах, эти данные нужно подготовить и получить в виде наборов данных. Программный продукт позволяет получать данные из хранилищ/баз данных, работающих на СУБД PostgreeSQL, MSSQL, Oracle, MySQL, Vertica, ClickHouse. Описание требуемых данных осуществляется с помощью SQL-запроса, сформулированного на диалекте используемой СУБД. Поэтому, для получения данных необходимо настроить доступ к базе данных и при помощи SQL-запроса описать - какие поля и из каких таблиц поместить в Набор данных.

Таким образом, получается 2х уровневая структура:

  • Источник данных – сервер БД, куда будет обращаться запрос;
  • Набор данных – результат работы SQL-запроса к таблицам БД.

Настройка источников и наборов данных производится в режиме Администрирование.

Подключение источника данных

Просмотреть список подключенных источников можно в интерфейсе управления источниками. Откройте режим Администрирование, выберите раздел Источники. В списке «Источники данных» можно просмотреть весь список источников и выбрать нужный для просмотра и редактирования его настроек.

Рисунок 1. Список источников данных

Для подключения нового источника данных (сервера) в интерфейсе работы с источниками данных (см. Рисунок 2) нажмите кнопку [Добавить источник]. Заполните поля описания источника и нажмите кнопку [Создать].

  • Имя источника данных – наименование источника на аналитическом портале (уникальное);

  • Заголовок источника данных – отображаемое название источника на аналитическом портале, то что будет отображаться в списке (может быть не уникальным);

  • Выбрать тип подключения - MSSQLServer, PostgreSQL, SQLite, OLAP(XMLA), ClickHouse, Полиматика, Метаданные, Vertica;

  • Порядок сортировки – порядковый номер вывода в фильтре [Выберите источник данных].

После создания источника его необходимо выбрать в фильтре [Выберите источник данных] и дозаполнить настройки.

  • ID – заполняется автоматически
  • Имя источника – уникальное наименование, внесенное ранее, нельзя изменить
  • Отображаемое название – заголовок источника данных, можно изменить
  • Хост БД – IP адрес или иное указание на расположение компьютера в сети, по которому будет осуществляться подключение
  • Порт – дополнительные параметры для соединения
  • Имя БД – имя базы данных по умолчанию
  • Схема БД – схема базы данных по умолчанию
  • Логин подключения к БД – имя пользователя для подключения к источнику
  • Пароль подключения к БД – пароль для подключения к источнику
  • URL БД – адрес базы
  • MDX - сервер и Флаг MDX – для запросов к OLAP-кубам
  • Флаг Форма ввода – см. эту статью
  • Флаг Коррекция данных – см. эту статью
  • Флаг Импорт из Excel – указывает на возможность сохранения в БД данных, загружаемых из xlsx-файлов, используя интерфейс [Загрузка из Excel] (по умолчанию используется внутреннее хранилище – DataFromFiles)
  • Краткое описание - описание источника на аналитическом портале
  • Порядок сортировки – порядок, внесенный ранее, можно изменить

После ввода всех настроек нажмите кнопку [Сохранить].

Рисунок 2. Интерфейс работы с источниками данных

Проверить подключение возможно по кнопке [Проверить]. Сообщение об установке подключения появится в нижнем правом углу портала (см. Рисунок 2).

Настройка набора данных

Просмотреть список настроенных наборов данных можно в интерфейсе управления наборами. Откройте режим Администрирование, выберите раздел Наборы данных, выберите источник данных, т.к. каждый набор относится к конкретному источнику. В списке «Наборы данных» можно просмотреть список наборов этого источника и выбрать нужный для просмотра и редактирования его настроек (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Список наборов данных

Для настройки нового набора данных нажмите кнопку [Добавить набор]. Введите имя набора (обязательно уникальное), отображаемое наименование набора, и нажмите кнопку [Создать] (см. Рисунок 4). Набор создан, теперь нужно его настроить. Для этого найдите набор данных в списке наборов и щелкните по нему мышью. Откроется окно нового набора данных, где еще не введены настройки.

Рисунок 4. Создание нового набора данных

Откройте поле для ввода текста запроса для получения данных набора (см. Рисунок 5). Введите текст запроса на языке SQL:

  • Синтаксис запроса должен соответствовать синтаксису диалекта SQL, используемого в источнике. Наличие ошибок в запросе можно проверить, нажав кнопку [Проверить запрос];
  • Если запрос обращается к базе данных и к схеме базы данных, которые были указаны по умолчанию в настройках раздела Источники данных, их можно не указывать в тексте запроса.

Рисунок 5. Форма настройки нового набора данных

Нажмите кнопку [Проверить запрос] (см. Рисунок 6, 2). Если запрос прошел проверку на работоспособность, внизу окна появится сообщение «SQL запрос прошел проверку» и заполнятся выходные поля запроса (см. Рисунок 6, 3).

В выходных полях запроса названия, алиасы (псевдонимы) и типы полей по умолчанию заполняются из базы данных. Алиасы можно изменить, чтобы название стало интуитивно понятным, и в последствии было удобно пользоваться набором данных. Также можно ввести описание полей. После окончания настройки набора нажмите кнопку [Сохранить набор] (см. Рисунок 7).

Рисунок 6. Настройка набора данных

Рисунок 7. Интерфейс работы с наборами данных

Дополнение набора данных полями с частями даты

Части даты обычно используются при анализе и визуализации данных в разрезе выбираемых пользователем временных интервалов: годов, кварталов, месяцев, недель, дней недели, часов и т.д.

Для использования частей дат не нужно знать SQL-функции для работы с датами и их особенности для разных СУБД, а достаточно выбрать требуемые части даты в удобных интерфейсах.

Для использования функционала необходимо:

  1. В наборе данных - настроить дополнительные поля с частями даты. Для этого нажмите на «шестеренку» рядом с полем типа Дата (см. Рисунок 8, U ) и выберите необходимые дополнения (см. Рисунок 8, X).

Рисунок 8. Добавление частей дат к набору данных

  1. В Конструкторе компонента - разместить доп.поля с частями даты (см. Рисунок 9, P ) на “полки” Значения/ Категории/ Серии/ Фильтры (см. Рисунок 9, R ), а также настроить правила детализации в разделе Дрилл (см. Рисунок 9, D ).

Рисунок 9. Использование частей дат в настройке компонента

В результате в режиме просмотра на дашборде будут отображаться поля с частями даты при группировке, фильтрации и детализации данных в выбранных временных разрезах.

Рисунок 10. Пример дашборда с использованием добавленных частей дат